Буддийские храмы в Бурятии

Posted in: Бурятия, Путешествия, Репортажи, Россия

Знаете ли вы, какая религия наиболее популярна в Бурятии? Буддизм. При этом тут встречаются и православные монастыри, а также вполне официально проходят шаманские ритуалы. Буддийских храмов  — здесь они называются дацаны — я видела несколько. Расскажу про те, которые мне удалось посетить.

В начале 2000 года в Улан-Удэ на Лысой горе был создан центр «Ринпоче Багша». В переводе с тибетского «ринпоче» значит «драгоценный», а «Багша» на бурятском языке — «Учитель».

Место – запоминающееся. И первое, что я отмечу – это расположение. Отсюда открывается великолепный вид на город!

Прежде чем войти в дацан, нужно пройти по тропе двенадцати символов года. Считается, что совершая этот круг по часовой стрелке, человек усиливает свою удачу и получает возможность реализовать заветное желание. А заодно получает возможность побыть наедине с собой. Я была настолько очарована видами, что желание загадать забыла. А еще я зачиталась табличками с разными мудрыми высказываниями. Идешь, читаешь, думаешь. Там много про гордыню, как раз мне есть, о чем поразмышлять))

rhdr
smacap_Bright

По дороге можно увидеть огромный буддийский колокол, и даже позвонить в него. Один взмах – один удар. Звук глубокий и красивый, он улетает вверх…Завораживает…

В 2004 году в дацане «Ринпоче Багша» была установлена самая большая в России бронзовая, покрытая сусальным золотом, шестиметровая статуя Будды Шакьямуни. Внутрь статуи помещены священные тексты.

Внутри дацана люди заняты своими мыслями. Очень тихо. Наверное, тут красиво проходят службы – хурулы.

А уходить из дацана принято, не поворачиваясь спиной к Будде. Что я и сделала.

Отдельно расскажу про Хии Морин, что переводится как «ветер- конь». Это флажки, которые вы можете увидеть рядом с любым дацаном. Каждый из них окрашен в свой цвет, что символизирует принадлежность к пяти будда – семействам. Синий цвет символизирует Пространство, жёлтый – Землю, красный – Огонь, белый – Воду, зелёный – Ветер. Считается, что из энергетики этих Первоэлементов состоит всё живое и неживое.

На каждом флажке изображен определенный год по лунному календарю. Люди покупают флажки своего года, затем освещают его у ламы. И вывешивают. Считается, что когда ветер раздувает флажок, разносятся заключенные в нем молитвы. Можно повесить флажок для себя, можно – для кого-то.

Лама – важная фигура в жизни буддиста. Учитель, наставник, достигший высот в познании на пути к постижению Просветления. Попасть на прием к ламе может любой. Даже человек, не являющийся буддистом! Лама может составить астрологический прогноз или даже проверить ваше здоровье.

— При всех дацанах есть астрологи и тибетологи, — рассказала мне Ольга, жительница Улан-Удэ. – Люди ходят к ним с разными вопросами. Например, чтобы определиться с датой, когда играть свадьбу. Что говорить, бывает, что когда в жизни все идет наперекосяк, просто думаешь – надо съездить в дацан… И помогает! Лама – в своем роде психолог. И врач. Иногда ему достаточно пощупать твой пульс, чтобы понять, что в организме не так.

Иволгинский дацан – большой буддийский монастырский комплекс неподалеку от Улан-Удэ, который считается самой крупной и важной буддийской общиной Бурятии. Этот дацан открыли уже после войны – первое здание появилось в 1945 году. Он стал первым действующим храмом после многих лет запрета. Постепенно появлялись и другие буддийские храмы. В 1948 году появились Цогчен-дуган и Чойра-дуган, затем власти выделили землю для создания монастырского комплекса. Он стал застраиваться.

Дацаны, хозяйственные постройки, дома – все строительство велось на деньги верующих. 

Важная традиция: обойти монастырский комплекс, по периметру которого расставлены молитвенные барабаны. У бурят и монголов их называют «хурдэ». Это цилиндр или валик на оси, содержащий мантры. Их принято крутить, чтобы сочетать физическую активность с духовным содержанием. Самым распространённым вариантом наполнения барабанов является мантра Авалокитешвары «Ом мани падме хум».

А еще Иволгинский дацан знаменит тем, что в 2002 году сюда было перевезено нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова.

Этот человек  — один из самых уважаемых у буддистов. Родился он в 1852 году, в 15 лет прошел триста километров до Анинского дацана, а затем много лет постигал учение Будды. В 1911 года стал двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири. В годы первой мировой войны  многое делал для фронта, в частности, собирал деньги. Его даже наградили монгольским Орденом Драгоценного жезла и российским Орденом Святой Анны II степени. А потом произошло необъяснимое.

15 июня 1927 года 75-летний Итигэлов сел в позу лотоса, дал наставление ученикам навестить его тело еще через 75 лет и ушел в нирвану. В дацане нам рассказали, что он наказал засыпать тело солью для того, чтобы оно лучше сохранилось. И оно сохранилось. Похороненное в кедровом кубе тело в 1955 и 1973 году извлекали группы лам и убеждались в том, что оно не меняется. И вот, в сентябре 2002 его перенесли в Иволгинский дацан.

Я видела его.

«Вы можете мысленно поговорить с ним», — услышала я. От руки сидящего Хамбо-ламы Итигэлова протянута нить, до которой можно дотронуться. Удивительно, но стоя напротив него, и правда проникаешься происходящим и кажется, что ты передаешь ему мысли и образы. Нам рассказали, что Хамбо-лама Итигэлова за последние годы похудел на несколько килограммов. И что, когда его навестила огромная монгольская делегация, подушка, на котором он сидел, была влажной.

Это, несомненно, чудесная и невероятная история.

Дацан оставляет большое впечатление. Ритуальные предметы, мандалы, павлиньи перья, которые отгоняют злых духов, все очень красочно. И прекрасная Белая Тара – богиня, которую называют «Семиглазой». У нее на теле семь глаз: три — на лице, по одному — на ладонях и ступнях ног. Они помогают ей видеть все происходящее вокруг и оказывать поддержку всем, кто в ней нуждается. С интересом узнала, что воплощением Белой тары на земле для местных буддистов были русские императрицы, начиная с Елизаветы.

Фотографировать в дацанах нельзя.

Да и не хочется. Не до того.

Фотографировать в дацанах нельзя.

Да и не хочется. Думаешь о другом.

Этот репортаж был сделан в рамках проекта «Живое наследие». Впереди еще много интересного:)

(с) Елена Харо. Июнь 2019.

Author

Оставить сообщение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *