Знаменитая женская обитель расположилась в селе Дивеево, что в 180 километрах от Нижнего Новгорода, неподалёку от старинного города Арзамас. Говорят, что в Дивеево никто не попадает случайно, а встреча с этим местом никогда не проходит бесследно. Похоже, что это действительно так.
За духовным исцелением
Монастырь живёт своей, особой жизнью. Паломники, экскурсанты, послушницы, монахини – на территории всегда много людей. Одни приезжают за духовным исцелением, другие – за молитвой, а кто-то – ради того, чтобы приложиться к мощам Серафима Саровского. Люди вокруг – очень разные. Вот неряшливо одетый старик примостился на скамеечке возле одного из храмов, вот женщина средних лет на инвалидном кресле – её привезли родные, вот девочка лет десяти, с полузакрытыми глазами она шепчет молитву, держа за руку отца.
Пока любуюсь монастырским яблоневым садом, из храма выходят сёстры-монахини. Только что окончилась Божественная Литургия, и они направляются на трапезу, неся впереди богослужебную просфору, из которой на проскомидии была вынута частица в честь Божией Матери. Это действо называется Чин о панагии. Зрелище – завораживающее.
В монастырь нельзя уйти – можно только прийти
Всего в Дивеево живёт около пятисот сестёр и послушниц. Это — те, кто уже окончательно принял решение связать свою жизнь со служением Богу и принять постриг.
— Почему женщины уходят в монастырь? – интересуюсь у сестры Фотины, которая получила благословение сопровождать меня на территории монастыря. И получаю неожиданный для себя ответ, который перечёркивает мои представления.
— В монастырь нельзя уйти – можно только прийти. Если тобой движет горячее желание и любовь ко Христу. Когда человека приводят к нам испытания, выпавшие на его долю, это уход. Бегство от внешних обстоятельств. Чаще всего такие люди, попробовав себя в качестве трудника, сталкиваются с теми же проблемами, от которых бежали – непониманием окружающих, например. Ведь подобные проблемы бегством не разрешаются. Это серьёзная общая ошибка – считать, что в монастырь уходят неудачники и несчастные люди. Хотя, конечно, такого человека мы тоже примем и дадим ему все возможности…
Сестре Фотине было 25 лет, когда она поняла своё призвание. До этого она училась на филолога и некоторое время работала по профессии. Потом побывала в монастырях и поняла, чего именно хочет от жизни.
— Когда соприкасаешься с миром монастырской жизни, открывается красота этого пути, его уникальность. И ничто уже не кажется таким интересным, ничто не может отвлечь от принятого решения. Со мной было именно так, — рассказывает она.
Пение – тоже труд
— Монашеская жизнь состоит из трудов и молитв. Это жизнь на двух основах, как два весла у лодки: без одного весла лодка будет кружить на месте, — рассказывает сестра Фотина.
Утренняя молитва начинается в 5.30 и длится до 8 утра. Монахини просят благословения на начавшийся день. После правила, в 8 часов, начинается трудовой день. Тут нет привычного нам восьмичасового графика – работа распределяется в соответствии со здоровьем и возможностями сестёр. Для кого-то это работа в трапезной, для кого-то – в саду, а кто-то занимается пением.
— Пение – тоже труд? – удивляюсь я.
— Причём тяжёлый, — кивает сестра Фотина. – Оно требует и духовного, и физического напряжения. После пения иногда мокрая выходишь – настолько оно высоко.
Интересно, что в монастырях сёстры проходят через все послушания, так что занятие пением достаются даже тем, кто не одарён природой великолепным голосом. Правда, в Дивеевский хор попадают лучшие.
Ужин в монастыре после вечернего богослужения, около 20.00.
— Готовят у нас с молитвой, — рассказывает сестра Фотина. – Пища простая, но я давно заметила, что нигде не пробовала еду вкуснее, чем в нашем монастыре!
В том, что готовят вкусно, я вскоре имела возможность убедиться – гречневая каша и фасолевый суп в трапезной и правда оказались замечательными!
Без телевизора, но с книгой
У некоторых монахинь в монастыре я заметила мобильные телефоны. И, конечно, не удержалась от вопроса. Оказалось, что пользование телефонами тут не возбраняется, если это связано с послушанием. Например, пользуясь мобильным телефоном, проще управляться с паломническими группами, или вести административную работу. А вот телевизор – ни в коем случае!
— Наша жизнь – это молитва и работа, как в храме, так и внутренняя. Непрестанная молитва, которую сестра должна творить в течение дня.
— А книги? Например, художественная литература?
— Запрета на художественную литературу у нас нет. Такие книги даже есть в библиотеке, наряду с духовными и православными книгами, — пояснила мне сестра Фотина. – Другой вопрос, что когда человек сосредоточен на молитве, то потребности в чтении художественной литературы не возникает. Сама я, например, в определённый момент поняла, что даже любимого Достоевского читать стало тяжело. Просто ты уже находишься в других задачах и категориях.
Святая Канавка
Показав монастырь, сестра Фотина ведёт меня к Святой Богородичной Канавке. Удивительное место, куда устремляются все верующие, посещающие Дивеево. Это дорожка на холме в форме незамкнутого кольца. По ней медленно бредут верующие, каждый тихонько или про себя читает молитву. А история у неё такая.
25 ноября 1825 года Серафиму Саровскому было явление Божией Матери – она указала ему место в Дивеево, где надо устроить девичью общину, и велела обнести её канавой и валом. Сёстры начали рыть Канавку в 1829 году, а закончили к празднику Рождества Христова 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима. О значении святой Канавки преподобный говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдёт, да полтораста Богородиц прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».
Вот почему так любят молиться на Канавке, стараясь, по заповеди батюшки Серафима, непременно прочитать 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся!»
После закрытия монастыря святую Канавку во многих местах засыпали, а вал сравняли. В 2006 году Святая Канавка была полностью восстановлена, сюда снова приходят тысячи верующих, а сёстры во главе с игуменией каждый день совершают по ней крестный ход.
Именно здесь мы простились с сестрой Фотиной. Ведь Канавка – не место для бесед.
Апрель 2018 (с) Елена Харо